Научный руководитель:

Анкудинова Елена Владимировна, к.п.н, доцент, заведующая кафедрой педагогики и профессионального образования

Функционал: осуществление научного руководства экспериментально-инновационной деятельностью. Консультирование работы экспертных, творческих групп и т.д. (по основным направлениям экспериментально - инновационной деятельности); составление программы эксперимента на учебный год, координирует действия исполнителей (на базе колледжа), обобщает совместно с участниками эксперимента полученные результаты. Анализирует, обобщает аналитические материалы по результатам исследования. Собирает, обрабатывает, анализирует и обобщает результаты исследований, научно- исследовательскую информацию, инновационный опыт. 

Авторы-разработчики проекта:

Лихтина Ирина Станиславовна, заместитель директора по информатизации

Шкроб Светлана Викторовна, заместитель директора по НМР,

Функционал: осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. Разработка, координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций, педагогических советов. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность КИП.

Информационно-техническое обеспечение:

Задоя Илья Игоревич, инженер электроник

Функционал: установка, настройка, сопровождение программных продуктов, проектирование и развитие открытой образовательной среды колледжа на основе LMS Moodle, предоставление сетевых услуг в целях обеспечения учебной и иной деятельности колледжа. Обеспечение учебного процесса колледжа техническими средствами обучения. Сервисное обслуживание и ремонт вычислительной, копировально - множительной техники. Монтаж вычислительной техники, локальной сети и компьютерных классов. Обеспечение бесперебойной работы узловых компонентов локальной сети колледжа.

Преподаватели:

1.    Елина Валентина Николаевна

2.    Чижук Елена Владимировна

3.    Савченко Елена Михайловна

4.    Даричева Инна Юрьевна

5.    Лазарь Ирина Юрьевна

6.    Павлова Наталья Алексеевна

7.    Коровенко Наталья Николаевна

8.    Кутурова Оксана Викторовна

9.    Жбанова Оксана Александровна

10.  Бибикова Ольга Владимировна

11.  Карасева Ольга Вячеславовна

12.  Гринева Ольга Владимировна

13.  Шкроб Светлана Викторовна

14.  Киевцева Светлана Витальевна

15.  Беликова Тамара Николаевна

16.  Зубкова Ирина Васильевна

17.  Деменьева Ольга Анатольевна

18.  Власюк Оксана Александровна

19. Лисицына Людмила Сергеевна

20. Гринева Ольга Владимировна

Функционал: осуществление разработки мультимедийных курсов, методических пособий и других методических средств дистанционного обучения, разработка тестирующией системы и других средств контроля знаний, разработка методики использования информационных ресурсов для дистанционного обучения. 

Филиал КГБОУ ДПО «ХК ИППК СПО» г. Комсомольск-на-Амуре: экспертиза и рецензирование материалов, консультирование преподавателей.

 

План-график (Дорожная карта) выполнения работ по реализации проекта по теме
«Дистанционные образовательные технологии как средство расширения информационного пространства колледжа »

Год выполнения

Алгоритм

(предполагаемая последовательность действий при выполнении работ, изложенная в хронологическом порядке по сроку выполнения)

Срок выполнения Целевая группа, количество участников
1 2 3 4
2016 1. Организационно-подготовительный этап
1.1 Разработка информационной карты КИП: обоснование актуальности, цель, задачи, содержание Январь-февраль Зам директора по НМР КГБ ПОУ ККТиС
1.2 Создание проектной группы по проведению предпроектных исследований по определению моделей дистанционного образования, их специфики с целью определения приемлемого варианта организации дистанционного обучения. Март-апрель

1.Зам директора по НМР КГБ ПОУ ККТиС,

2.Заместитель директора по информатизации КГБ ПОУ ККТиС

3.группа преподавателей кафедры ЕНМД

1.3 Разработка комплекта нормативно-правовой документации по организации процесса внедрения дистанционных образовательных технологий В течение года Заместитель директора по информатизации КГБ ПОУ ККТиС
1.4 Разработка пакета диагностических методик по теме КИП Март-апрель Зам директора по НМР КГБ ПОУ ККТиС
1.5 Освещение деятельности КИП на сайте колледжа http://www.knacits.ru/ В течение года Заместитель директора по информатизации КГБ ПОУ ККТиС
1.6 Разработка плана деятельности КИП на учебный год 2016-2017: разработка и апробация мероприятий по реализации проекта июнь

Зам директора по НМР

КГБ ПОУ ККТиС

1.7 Проведение круглого стола «Внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс: проблемы и перспективы» октябрь

Зам директора по НМР

КГБ ПОУ ККТиС

1.8 Подготовка и проведение Интернет-конференции по теме КИП, издание сборника статей по проблеме исследования. ноябрь Заместитель директора по информатизации КГБ ПОУ ККТиС
1.9 Повышение квалификации преподавателей, технических специалистов и учебно-вспомогательного персонала по повышению уровня компетентности при применении дистанционных образовательных технологий в среде MOODLE. В течение года

Зам директора по НМР

КГБ ПОУ ККТиС

Заместитель директора по информатизации КГБ ПОУ ККТиС

2017-2018 2.Практический этап (этап полного включения)
2.1 Организация комплекса мероприятий по повышению уровня компетентности преподавательского состава в применении дистанционных образовательных технологий: организация семинаров-практикумов, мастер-классов и пр. В течение года

Зам директора по НМР

КГБ ПОУ ККТиС

2.2 Разработка и внедрение цифровых учебно-методических материалов для обучающихся, обеспечивающих реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий. Преподаватели колледжа, инициативная группа по внедрению проекта
2.3 Размещение материалов УМК в среде MOODLE Заместитель директора по информатизации КГБ ПОУ ККТиС
2.4 Мониторинг качества выполнение проекта.

Зам директора по НМР

КГБ ПОУ ККТиС

2.5 Публикации на официальном сайте колледжа, в сборниках конференций Заместитель директора по информатизации КГБ ПОУ ККТиС
2.6 Разработка комплекта нормативно-правовой документации внедрения дистанционных образовательных технологий

1.Зам директора по НМР КГБ ПОУ ККТиС,

2.Заместитель директора по информатизации КГБ ПОУ ККТиС

3.группа преподавателей кафедры ЕНМД

2.7 Организация технического оснащения инфраструктуры информатизации колледжа В течение года Заместитель директора по информатизации КГБ ПОУ ККТиС
2.8 Освещение результатов работы КИП на сайте колледжа http://www.knacits.ru/ В течение года Заместитель директора по информатизации КГБ ПОУ ККТиС
2019 3.Аналитический (заключительный) этап
3.1 Анализ мониторинговых исследований, выявление положительных и отрицательных эффектов от реализации проекта январь Зам директора по НМР
КГБ ПОУ ККТиС
3.2 Обобщение и распространение опыта работы колледжа по организации системы дистанционного образования январь Зам директора по НМР
КГБ ПОУ ККТиС

1. Достигнутые результаты

Результат Достигнут/не достигнут (причина)
Увеличение доли педагогов, использующих электронные образовательные ресурсы в учебном процессе от общего количества на 15% Достигнут
Рост процентного соотношения педагогов, использующих информационно-коммуникационных технологий на учебных занятиях к общему количеству педагогов 23% Достигнут
Увеличение доли педагогических работников и руководителей, проходящих ежегодное повышение квалификации с использованием дистанционных форм обучения на 75% Достигнут

2.Описание полученных результатов.

Для успешного внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс необходимо понимание значимости происходящих процессов самими преподавателями.

По результатам проведенной диагностики ИКТ компетенций преподавателей колледжа 59 % преподавателей считают, что информационно-коммуникационные технологии нужны только на отдельных этапах учебно-воспитательного процесса, и только 41 % преподавателей уверены, что современные информационно-коммуникационные технологии должны стать неотъемлемой частью программы развития информационного пространства образовательного учреждения.

В настоящее время значительный процент преподавателей колледжа включают ЭОР в свою педагогическую деятельность на постоянной основе.

Основными признаками ИКТ-компетентности отметили использование компьютера как технического средства в профессиональной деятельности в 2016 г. 48,6% опрошенных (в 2015 38,62%) рост показателя составил 9,98% и 41,3% и 35,55% соответственно отметили – совокупность знаний, умений, навыков по поиску, анализу и использованию информации (рост показателя 5,8%)

Таблица 1 - Значимые признаки ИКТ-компетентности преподавателя

Критерий 2015 2016
Совокупность знаний, умений, навыков по поиску, анализу и использованию информации 35,55% 41,30%
Использование компьютера как технического средства в профессиональной деятельности 38,62% 48,60%
Выраженность активной социальной позиции и мотивации участников образовательного процесса 12,87% 8,20%
Актуальные образовательные и профессиональные задачи 12,96% 1,90%

При оценке уровня владения ИКТ-технологиями преподавателями установлено, что по сравнению с 2015 годом на 48,2% увеличилось количество преподавателей, которые умеют находить в Интернете, в электронных хранилищах цифровых образовательных ресурсов информацию, нужную для собственного выступления, ответы на возможные вопросы обучающихся.

Таблица 2- Уровень использования ИКТ-технологий преподавателями

Критерий 2015 2016
Рекомендую обучающимся для самостоятельной работы ссылки на информационные ресурсы в сети Интернет 18,4% 68,20%
Находить в Интернете, в электронных хранилищах цифровых образовательных ресурсов информацию, нужную для собственного выступления, ответы на возможные вопросы обучающихся 44,1% 92,30%
Используют устройства сбора информации данных (в том числе видеокамеру, фотокамеру и т.п.) 4,9% 53,80%
Проведение занятий с использованием проектора (интерактивной доски, документ-камеры) 32,7% 30,80%

100% порошенных педагогических работников считают, ИКТ-технологии существенно облегчают подготовку к занятиям и позволяют разнообразить их.

Таблица 3 - Считаете ли Вы, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их

Критерий 2015 2016
Да 96,47% 100,00%
Нет 1,58% 0,00%
Затрудняюсь ответить 1,95% 0,00%

3.Описание текущей актуальности продуктов.

Актуальность и инновационность обращения к проблемам индивидуализации дистанционного обучения (ДО) определяется современными требованиями к образованию, а также потребностью студентов в творческой самореализации с помощью средств телекоммуникаций.

В современном образовании большой интерес вызывает возможность использования студентами дистанционного обучения.

В ст. 32 закона РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» написано:

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».

Согласно все тому же закону:

«Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования».

Существует три основные области профессионального образования, в которых дистанционное обучение представлено наиболее широко.

Во-первых,это домашнее обучение: в результате использования Web-ресурсов инвалиды и лица с ОВЗ, а также обучающиеся, чьи возможности регулярного посещения образовательного учреждения и непосредственных контактов с преподавателями ограничены, получают возможность компенсации этих пробелов за счёт доступа в Интернет.

Во-вторых, это альтернативное образование: благодаря Интернету у современных студентов значительно расширяется выбор форм и методов обучения, что особенно важно для студентов, проживающих в районах, недостаточно охваченных услугами традиционного образования.

В-третьих, Интернет создаёт прекрасные условия для дополнительного образования студентам, желающим углубить свои знания по тем или иным предметам.

Необходимыми условиями развития дистанционных форм обучения являются:

     наличие в ОУ компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи и доступ к Интернету;

     начальный уровень подготовки обучаемых в области информационных технологий (владение основами компьютерной грамотности).

Одной из распространённых систем дистанционного обучения сегодня является Moodle, на базе которой построено большое количество дистанционных курсов и центров тестирования

В ходе реализации организационно-подготовительного этапа было осуществлено развёртывание системы Moodleна домене. Можно было использовать ресурсы дистанционных систем обучения, предлагаемые на многих сайтах сети, но оценка преимуществ и недостатков такого подхода привела к решению создания своей системы дистанционной подготовки студентов. Главным доводом в развёртывании «своей» системы явилось понимание того, какой огромный объём работ по наполнению курсов обучающим и тестирующим материалом придётся выполнить. Размещение этих материалов на «чужом» сайте всегда связано с риском, что этот сайт может по разным причинам перестать существовать, и вся работа пропадёт. Кроме того, немаловажным явилось обстоятельство, связанное с интеллектуальным правообладанием педагогов на размещаемые в этой системе материалы. Администраторы систем дистанционного обучения имеют прямой доступ ко всем материалам курсов, размещённых в их системе, и приходится только уповать на их честность в отношении чужой интеллектуальной собственности.

Достаточно просто, пользуясь рекомендациями по установке и настройке Moodle, нам удалось развернуть эту систему на поддомене своего ОУ (http://www.knacits.ru/ock/). Первые месяцы работы поразили нас огромными возможностями системы, и стало понятно, что работать следует сразу в нескольких направлениях:

1. Совершенствование технологии обучения на занятии с использованием средств системы Moodle

2. Внеурочная работа с отстающими студентами

3. Организация повышения квалификации преподавателей колледжа.

Таким образом, в колледже создается система, позволяющая студентам обучатся очно в традиционной форме и вместе со своим преподавателем взаимодействовать, работая с удалённой от их информацией, различными образовательными объектами. Для этого используется доступ в Интернет, его информационные и телекоммуникационные возможности. Основной учебный процесс происходит в очной форме. Коммуникации с удалёнными студентами и педагогами носят эпизодический характер. Дистанционное обучение в нашей ПОО является дополнительным средством решения традиционных общеобразовательных задач.

Продукты деятельности КИП на сегодняшний день актуальны, т.к. в настоящее время дистанционное обучение за счет целенаправленной дифференциации структуры содержания, форм и методов организации образовательного процесса обеспечивает условия для эффективной реализации индивидуализации обучения, более полного учета интересов, способностей обучающихся, открывает принципиально новые возможности для профессионального образования.

4. Какие изменения в практике образования обеспечила деятельность КИП.

В результате работы в рамках КИП проведено обучение преподавателей колледжа основам работы в образовательной среде средствами системы Moodle. Ведётся активная работа по разработке дистанционных курсов по дисциплинам:

«Обществознание» для студентов 1 курса Социально-экономического профиля;

«Русский язык» для студентов 1 курса Социально-экономического профиля;

«Операционные системы и среды» для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

«Элементы математической логики» для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

«Мультимедийные технологии и компьютерная графика» для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

«Выпускник в условиях рынка труда» для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

«Основы программирования» для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

«Метрология и стандартизация» для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

«Основы коммерческой деятельности» для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

«Экономика организации» 38.02.02 Страховое дело по отраслям.

«Экономическая теория» для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

«Менеджмент» для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис

«Графический дизайн» для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

«Основы проектной и компьютерной графики» для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

При организации образовательного процесса происходит интеграция традиционных форм обучения и элементов дистанционного образования.

5. Какие организационные изменения были внесены в образовательный процесс по результатам деятельности КИП.

Организован Центр дистанционного образования.

Центр ДОТ создан в целях:

-  предоставления обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования;

-  расширения на основе (ДОТ) дополнительных образовательных услуг, предоставляемых колледжем – заочное обучение, экстернат, курсы повышения квалификации, подготовительные курсы.

Основными задачами Центра ДОТ являются:

-  разработка методик и порядка применения дистанционных технологий в учебном процессе всех форм обучения;

-  поддержка технических средств хранения, каталогизации и актуализации информационно-образовательных ресурсов;

-  техническое обеспечение функционирования среды для дистанционного обучения Moodle;

-  повышение информационного, научно-методического, организационно-технического и профессионального потенциала преподавателей;

-  проведение (совместно с авторами) апробации разрабатываемых ЭУМК в учебном процессе на базе среды для дистанционного обучения Moodle;

-  частичной разгрузки аудиторного фонда колледжа без уменьшения численности обучающихся по различным программам;

-  поддержка учебного процесса студентов, пропускающих занятия по уважительной причине, без нарушения учебного процесса обучающихся;

-  повышение уровня подготовки выпускников ККТиС;

-  обобщение и распространение новейшего опыта организации различных форм учебного процесса;

-  координация деятельности участников процесса дистанционного обучения;

-  методическая помощь кафедрам, авторам, разработчикам в создании электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам дистанционного обучения;

-  технологическое сопровождение процесса дистанционного обучения;

-  организация совместно с управлением информатизации интерактивного взаимодействия с обучающимися по дистанционным технологиям;

-  обеспечение функционирования лаборатории дистанционного обучения;

-  организация подготовки тьюторов и повышения квалификации специалистов.

В структуру Центра ДОТ входят следующие подразделения:

Информационно-методический центр, который осуществляет:

- внутреннюю экспертизу содержания УМК с целью внедрения ДОТ в учебный процесс;

- комплектование «кейсов» - комплектов учебно-методических материалов;

- анализ используемого в учебном процессе контрольно-измерительного материала (КИМ);

- разработку единых требований к учебно-методическим комплектам дисциплин, изучаемых в формате ДОТ, разработку планов создания учебных материалов (УМ), подготовка договоров с авторами на разработку УМ.

Отдел автоматизированных систем управления, который осуществляет:

- администрирование системы дистанционного обучения в сети Интернет;

 - формирование базы данных студентов, обновление, корректирование, апробация

- формирование базы тестовых заданий

 - технологическую поддержку при создании электронных учебных курсов, учебников, учебных пособий, тестирующих программ;

- организация взаимодействия с кафедрами по внедрению в учебный процесс ДОТ;

 - организация использования студентами возможностей и ресурсов Интернета- образовательных порталов, электронной почты и т.п.;

- обеспечение функционирования электронного обеспечения учебного процесса в локальной сети колледжа.

6. Какие результаты деятельности КИП можете предложить, как инновацию.

В настоящее время нет официально разработанных нормативных актов, позволяющих образовательному учреждению внедрять дистанционные технологии в образовательный процесс.

При организации системы дистанционного образования в нашем образовательном учреждении на основе федеральной нормативно-правовой базы были разработаны локальные акты регламентирующие работы по организации электронного образования.

- Концепция внедрения системы электронного дистанционного обучения в деятельность КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса»

- Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в КГБ ПОУ ККТИС

- Порядок организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

- Положение об организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в КГБ ПОУ ККТиС

- Положение о центре дистанционных образовательных технологий КГБ ПОУ ККТиС

- Методические рекомендации по кадровому обеспечению электронного дистанционного обучения

- Требования к электронным образовательным ресурсам

- Методические рекомендации по работе в объектно - ориентированной динамической обучающей среде Moodle для преподавателей

В качестве инновационных продуктов можно предложить:

- Порядок организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;

- Концепция внедрения системы электронного дистанционного обучения в деятельность образовательной организации

- Методические рекомендации по работе в объектно - ориентированной динамической обучающей среде Moodle для преподавателей

7. Рекомендации по использованию полученных результатов.

Дистанционное обучение складывается из трех основных составляющих: технического аспекта (компьютерная техника), учебно-методического аспекта (мультимедийные курсы по дисциплинам) и преподавателей, осуществляющих деятельность в режиме дистанционного обучения.

Внедрение дистанционных форм обучения выявляет целый ряд проблем.

Первая проблема – проблема создания нормативно-правовой основы дистанционного образования. Нормативно-правовая база должна регулировать все отношения в системе организации и проведения дистанционного обучения. Дистанционное обучение – процесс значительно более трудоемкий, чем очное. Но урок для 25 человек – это одно, а проведение занятия с теми же 25 обучающимися дистанционно – это совсем другое. Для этого потребуется значительно больше времени и хотя бы потому, что информация вводится через клавиатуру. И комментирование заданий учащихся, даже если они идут от групп, требует значительных временных затрат.

Вторая проблема – проблема подготовки преподавателей дистанционного обучения. Преподаватель дистанционного обучения должен владеть всем арсеналом пользовательских навыков работы с применением ИКТ, интернет-технологий. Но главное все-таки – психолого-педагогическое мастерство преподавателя. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, пр., подчас сдерживать пыл экстравертов и т.д. Приходится предотвращать конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки. Преподаватель очного обучения не готов к такой системе ведения учебного процесса.

Для обучения преподавателей разработке своих курсов для дистанционной формы требуется много времени, да и работать они должны совместно с программистами, поскольку создание курса это не только большая методическая, но и квалифицированная техническая работа.

Третья проблема - создания учебно-материального обеспечения дистанционного обучения.

Готовые (не требующие доработки) курсы не всегда бесплатные и их стоимость достаточно высока. И тогда встает вопрос создания дистанционных курсов. А для этого необходимы значительные усилия не только программистов, специалистов в области компьютерных коммуникаций, интернет-технологий, но и специалистов в предметных областях, методистов, хорошо знакомых со спецификой интернет и коммуникационных технологий, знакомых с современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями, психологическими особенностями взаимодействия в сети и пр.

Сочетание дистанционных и очных форм обучения представляется на сегодняшний день наиболее перспективной и востребованной для профессиональных образовательных организаций.

Пути преодоления проблем:

     повышение квалификации преподавателей по работе в системе Moodle;

     организация стажировки преподавателей на базе нашей ПОО;

     соответствие условий организации образовательного процесса требованиям ФГОС;

Для обеспечения единого подхода организации образования с использованием дистанционных технологий рекомендуется в ПОО необходимо наличие следующих компонентов:

-          образовательного портала со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;

-          оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть Интернет;

-          мультимедийных классов и электронных читальных залов;

-          учебного контента;

-          мультимедиа лабораторий для создания собственного контента (локального и сетевого);

-          тестирующего комплекса;

-          сетевых систем управления обучением (Learning Management System– LMS), например, Moodle.

 8. Наличие системы общественной экспертизы результатов деятельности КИП.

На сайте образовательного учреждения www.knacits.ru имеется в наличии отчет о результатах самообследования (публичный отчет) о деятельности ОУ(ссылка на отчет: http://www.knacits.ru/index.php/home/2013-05-03-00-57-50/2015-03-29-14-25-18 .

Работа КИП освещается на сайте колледжа в разделе Научно-методическая деятельность (ссылка на ресурс: http://www.knacits.ru/index.php/2015-06-25-01-06-11/2015-06-28-10-41-25/kraevaya-innovatsionnaya-ploshchadka )

Практика внедрения электронного образования в Комсомольском –на-Амуре колледже технологий и сервиса представлена на расширенном заседании Совета директоров средних учебных заведений Хабаровского края в рамках работы площадки «Образовательно-методическое направление» 29.03.2016 г.

Методические рекомендации по работе в объектно - ориентированной динамической обучающей среде Moodle для преподавателей представлены на конкурсе инновационных проектов в 2016 г.

Проведены следующие мероприятия:

1. Методический коллоквиум на тему "Организация дистанционного обучения в профессиональной деятельности".  

Цель: показать и обсудить опыт внедрения и активного применения технологий дистанционного обучения в профессиональных образовательных организациях г. Комсомольска-на-Амуре.

Участники: работники методических служб, преподаватели профессиональных образовательных организаций г. Комсомольска – на – Амуре, г. Амурска, п. Солнечный

В работе методического коллоквиума приняли участие 11 чел:

-          КГБОУ ДПО ХКИППКСПО -2 чел.

-          представители профессиональных образовательных организаций – 9 чел;

Ссылка на материалы мероприятия: http://knacits.ru/ock/course/view.php?id=28

2. Круглый стол «Внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс: проблемы и перспективы». В рамка данного мероприятия организована дискуссия о проблемах и перспективах внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс колледжа.

В работе круглого стола приняли участие 25 чел:

-          Представители КГБОУ ДПО ХКИППКСПО -2 чел.

-          Администрация и преподаватели колледжа -23 чел.

3. Организация интернет конференции «Создание современной образовательной среды для формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся» (ссылка http://knacits.ru/ock/course/view.php?id=37 )

9. Предложения по тиражированию продуктов КИП.

Представление продуктов КИП в научно-методическом сборник «Дистанционные образовательные технологии как средство расширения информационного пространства колледжа», краевой журнал «Вестник профессионального образования»

Формы тиражирования:

– публикации;

– стажировка преподавателей на базе ПОО;

– выступление на научно-практической конференции, в том числе в сети Интеренет

10.Описание методов и критериев мониторинга качества проекта. Результаты самооценки

(наиболее значимые результаты).

Оценка эффективности деятельности образовательной организации - инновационной площадки – это один из ключевых механизмов регулирования развития системы образования в целом и отдельных ее компонентов.

Переход образовательной организации в режим инноваций влечет за собой необходимость создания механизмов, обеспечивающих оценку эффективности и перспективности происходящих в организации процессов.

Данные механизмы призваны выполнять всесторонний анализ организации процесса в образовательной организации в режиме инноваций и разработки рекомендаций по его дальнейшему развитию.

Консультационный текст как известно, одна из задач образовательной организации, являющейся инновационной площадкой, состоит в выявлении, изучении и оценке эффективности, проводимых в инновационной деятельности, мероприятий.

К факторам успешности внедрения инноваций можно отнести:

          правовое обеспечение инновационной деятельности;

          стратегическое планирование результатов (текущих, промежуточных, итоговых), мониторинг успешности;

          соглашение планов и программ инновационной деятельности по концептуальным позициям;

          кадровая подготовка к профессиональному осуществлению инновационной деятельности;

          мотивационные условия вхождения в инновационный процесс и его осуществления;

          программа постепенного приобщения педагогического коллектива к освоению нового типа деятельности;

          информационные данные о текущих результатах инновационной деятельности: опыт удач и затруднений;

          материально-технические, финансово-экономические условия осуществления инновационной деятельности;

          научно-методические условия обеспечения концептуальности, системности, достоверности, воспроизводимости.

Решение данной задачи возможно через организацию и проведение мониторинга.

Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития

Мониторинг должен носить комплексный характер, обеспечивая достижение следующей цели: выявление и оценку результативности деятельности образовательной организации в режиме инноваций.

Оценить эффективность инновационной деятельности невозможно без четких параметров – критериев, которые позволяют получить достоверный вывод о том, что эффективно, а что нет.

Критерии оценки ожидаемых результатов инновационной деятельности – важнейший и обязательный компонент. Критерии непосредственно связаны с целями, и задаваться они должны до начала работы.

Критерий результативности – качественный или количественный показатель, на основании которого можно оценить результат. Критерий обычно выражается через показатели.

Показатели – наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты:

а) педагогической деятельности (обучения, развития личности или коллектива обучающихся, преподавателей и т.д.);

б) управленческой деятельности (обеспечения процессов: становления, развития, обеспечения инновационного процесса и т.д.).

Данные, полученные в ходе мониторинга, следует рассматривать в качестве информационной основы для эффективного управления образовательным процессом в организации, являющейся инновационной площадкой, совершенствования его содержательных, методических, организационных сторон. Соответственно, важнейшее требование, предъявляемое к мониторингу, заключается в получении практически полезной, надежной и достаточной информации, которая может быть использована для анализа ситуации и последующего принятия последующих управленческих действий, направленных на совершенствование качества деятельности образовательной организации, находящейся в режиме инновации.

Для оценки эффективности инновационной деятельности на первом этапе нами были выбраны следующие критерии:

1. Критерий: Уровень готовности образовательного учреждения к организации дистанционного обучения обучающихся

Показатели:

  1. Наличие в образовательном учреждении цифровых образовательных ресурсов, в том числе комплектов учебных материалов, предназначенных для дистанционного обучения.
  2. Уровень укомплектованности образовательного учреждения педагогическими кадрами и сформированности ИКТ-компетенций у педагогов.
  3. Уровень готовности материально-технической базы образовательного учреждения к использованию в учебном процессе дистанционных образовательных технологий
  4. Потребность образовательного учреждения в образовательных ресурсах, необходимых для организации дистанционного обучения

Анализ показал, что в колледже для организации учебного процесса по дистанционной форме обучения в имеется: 

-            образовательный Интернет - портал со страницами, содержащими учебно-методическую и учебно-административную информацию для преподавателей и обучающихся (http://knacits.ru);

-оборудование, имеющее выход в телекоммуникационную сеть Интернет;

-собственный сетевой учебный мультимедиа контент основанный на системе Moodle (http://knacits.ru/ock/);

-преподавательский состав прошедший соответствующую подготовку, организованную на базе колледжа.

2. Критерий: Полнота разработанных нормативных правовых документов по проблеме инновационной деятельности

Показатели:

  1. Наличие нормативно-правовой базы по проблеме инновационной деятельности: приказы, положения, локальные акты, инструктивные материалы.
  2. Соответствие содержания нормативных правовых документов, предъявляемым к ним требованиям.
  3. Унифицированность разработанных нормативно-правовых документов (возможность их использования в других образовательных организациях области).

Анализ данного критерия показал, что в колледже разработан первоначальный пакет нормативно-правового обеспечения внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательных процесс, который соответствует федеральным нормативно-правовым актам (http://www.knacits.ru/index.php/2015-06-25-01-06-11/2015-06-28-10-41-25/kraevaya-innovatsionnaya-ploshchadka).

Разработанные документы могут быть использованы в других образовательных организациях

3. Критерий: Степень разработанности учебно-методического и научно-методического обеспечения инновационной деятельности в образовательной организации

Показатели:

  1. Наличие, разработанных в результате инновационной деятельности научно-методических материалов: методические пособия, методические рекомендации, практические пособия, методические рекомендации по внедрению результатов инновационной деятельности.

Для успешного внедрения в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий разработаны учебно-методические материалы для преподавателей организован электронный сетевой ресурс содержащий актуальные материалы для преподавателей по вопросам внедрения дистанционных технологий.

4. Критерий: Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников

Показатели:

  1. Степень вовлеченности педагогических и руководящих кадров образовательной организации в инновационную деятельность.
  2. Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате инновационной деятельности.
  3. Повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников.

Для проведения диагностики инновационного потенциала преподавателей колледжа организована система мониторинга «Система диагностики деятельности в КГБ ПОУ ККТиС» (https://sites.google.com/site/personalnyjsajtlihtinojiriny/home) с помощью которой можно оценить эффективность деятельности колледжа. С помощью данного ресурса проведена диагностика инновационного потенциала преподавателей колледжа которая показала, что 65 % постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремятся внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля педагогической деятельности, 75% - желают создать хорошую и эффективную среду для обучающихся, 30%- удовлетворены изменениями, происходящими в инновационной деятельности.

За 2016 г. 18% преподавателей повысили свою квалификацию с использованием дистанционных курсов, организованных на базе образовательной среды колледжа (http://knacits.ru/ock/course/view.php?id=35)

11.Достигнутые внешние эффекты

Эффект Достигнут/не достигнут
С целью повышения качества подготовки кадров по профессиям и специальностям, входящим в направление (область) ТОП-50 посредством формирования единого информационно-образовательного пространства и интенсивного внедрения дистанционных образовательных технологий в рамках реализации КИП в колледже ведется работа по формированию современного единого информационно-образовательного пространства колледжа, созданию и развитию информационных систем и средств поддержки образовательного процесса, внедрению в образовательный процесс дистанционных технологий. Достигнут

Работа по организации сервисных сетевых функций в части обеспечения подготовки кадров по профессиям и специальностям, входящим в направление ТОП-50.

Ведется работа по созданию общей (сетевой) ресурсной базы практик (стажировок), организация предоставления коллективного доступа профильных ПОО к ресурсам.

Достигнут
С помощью постоянно действующего образовательного портала колледжа осуществлять методическую и консультационную поддержку, образовательной деятельности по программам повышения квалификации педагогических работников профильных ПОО путем организации сетевого педагогического сообщества Достигнут

12.Проблемы, возникшие в ходе деятельности КИП.

Внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс в колледже нередко сопровождается целым рядом проблем и трудностей:

1. Организация тьюторской модели управления образования с использованием дистанционных образовательных технологий, прежде всего, это переподготовка для организации деятельности в сети, поскольку роль, требования и функции преподавателя ДО существенно изменяются.

Преподаватель дистанционного обучения должен владеть всем арсеналом пользовательских навыков работы с применением ИКТ, интернет-технологий. Но главное все-таки – психолого-педагогическое мастерство преподавателя. В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников на расстоянии, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, пр., подчас сдерживать пыл экстравертов и т.д. Приходится предотвращать конфликтные ситуации. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях. Все это требует достаточно сложных знаний и умений со стороны педагога, специальной и достаточно серьезной подготовки. Преподаватель очного обучения не готов к такой системе ведения учебного процесса.

Для обучения учителей разработке своих курсов для дистанционной формы требуется много времени, да и работать они должны совместно с программистами, поскольку создание курса это не только большая методическая, но и квалифицированная техническая работа.

2. Создание системы поддержки педагогов, повышение методической, психологической, исследовательской, педагогической, технологической культуры общения сопровождается рядом проблем:

-                   нормативно-правовые (экономическая схема оплаты авторам курса и преподавателям, проводящим занятия с использованием ДОТ);

-                   педагогические (подготовка новых авторов дистанционных курсов и дистанционных преподавателей);

-                   технические и эргономические (недостаточное количество и качество оборудования, наличие качественного доступа к Интернету);

-                   психофизиологические (отсутствие рабочего времени на проведение дистанционных курсов в рабочее время, большая загруженность преподавателя текущей очной работой);

-                   социальные (признание авторства дистанционного курса – экспертиза, заключение лицензионных договоров).

13. Предложения по совершенствованию организации работы КИП

Для совершенствования работы КИП организовать заключение договоров о сотрудничестве в рамках КИП с АмГПГУ г. Комсомольск-на-Амуре, Филиал КГБОУ ДПО «ХК ИППК СПО» г. Комсомольск-на-Амуре с целью: экспертиза и рецензирование материалов, совместное проведение научно-методических мероприятий с цель трансляции результатов реализации КИП среди ПОУ г. Комсомольска-на-Амуре, г. Амурска и п. Солнечного, консультирование преподавателей.

14. Прогноз деятельности КИП на следующий год

Проанализированный опыт реализации КИП в первом году позволил сформулировать цели и задачи инновационного проекта на 2017/18 учебный год:

Цель: Повышение качества образования посредством формирования единого информационно-образовательного пространства и интенсивного внедрения дистанционных образовательных технологий.

Задачи:

-        дальнейшее развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса.

-        распространение и внедрение в образовательный процесс дистанционных технологий, их интеграция с традиционными технологиями образования

-        расширить использование учебно-методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ дополнительного профессионального образования с использованием системы управления обучением Moodle.

-        дальнейшая разработка критериев и показателей эффективности внедрения дистанционных образовательных технологий.

-        внедрение в образовательный процесс сетевых информационных технологий и развитие сетевой образовательной инфраструктуры для организации сетевого взаимодействия с профильными ПОО;

15. Описание и обоснование коррекции шагов по реализации на следующий год.

№№ Задача/направление работы Сроки
1 Организация комплекса мероприятий по повышению уровня компетентности преподавательского состава в применении дистанционных образовательных технологий: организация семинаров-практикумов, мастер-классов и пр. в течении года
1.1

Проблемно-методический семинар

«Неурочные формы организации учебных занятий на основе дистанционного обучения»

февраль
1.2

Обучающий семинар «Разработка учебных курсов с применением учебной платформы MOODLE»

(Варианты планирования учебного процесса, контроль знаний и разработка тестов)

март
1.3 Обучающий семинар «Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении» октябрь
1.4 Интернет-конференция ноябрь
2 Разработка и внедрение цифровых учебно-методических материалов для обучающихся, обеспечивающих реализацию образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий. в течении года
3 Размещение материалов УМК в среде MOODLE в течении года
5 Публикации на официальном сайте колледжа, в сборниках конференций в течении года
6 Организация технического оснащения инфраструктуры информатизации колледжа по мере необходимости
7 Освещение результатов работы КИП на сайте колледжа http://www.knacits.ru/ в течении года

 16. Кейсы сетевых событий проекта 

-     Методический коллоквиум на тему "Организация дистанционного обучения в профессиональной деятельности" (ссылка http://knacits.ru/ock/course/view.php?id=28)

-     Интернет –конференция «Создание современной образовательной среды для формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся» (ссылка http://knacits.ru/ock/course/view.php?id=37

Продукт Аннотация.
Рекомендации по использованию продуктов с описанием возможных рисков и ограничений

Информационно - образовательная среда организованная средствами модульной объектно-ориентированной динамической обучающей системы Moodle.

Адрес ресурса: www.knacits.ru/ock

Технической основой для реализации электронного обучения в организации должна стать её информационная среда. Такая среда должна являться основой для организации обучения во всех формах, как традиционной, так и при электронном обучении, поскольку новые стандарты профессионального образования диктуют единые требования к выпускникам той или иной системы, в независимости, от формы и методов обучения, использованных учебно-методических комплексов и личности преподавателя.

На данном ресурсе представлены задания для самостоятельной работы по изучаемым дисциплинам, а также курсы, изучаемые самостоятельно по технологиям дистанционного обучения.

Концепция внедрения системы электронного дистанционного обучения в деятельность КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса» Данный продукт деятельности содержит описание модели внедрения электронного дистанционного обучения  в систему профессионального образования, ссылки на нормативную базу электронного дистанционного обучения, рекомендации по формированию материально-технической базы и информационной системы электронного дистанционного обучения, рекомендации по подготовки кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения и обеспечения методической поддержки преподавателей, работающих в системе электронного дистанционного обучения
Научно-методический сборник «Дистанционные образовательные технологии как средство расширения информационного пространства колледжа» Данный продукт содержит материалы интернет – конференции организованной посредством образовательной среды колледжа. Ссылка на интернет- конференцию: http://knacits.ru/ock/course/view.php?id=37
Пакет диагностических методик «Диагностика инновационной деятельности в образовательной организации» Данный продукт деятельности содержит пакет диагностических материалов, рекомендуемые для использования при проведении мониторинга инновационной деятельности образовательной организации
Методические рекомендации по работе в объектно - ориентированной динамической обучающей среде Moodle (инструкция для преподавателей) Данный продукт содержит подробную инструкцию для преподавателей по организации дистанционного курса в Информационно - образовательной среде колледжа, организованной средствами модульной объектно-ориентированной динамической обучающей системы Moodle.

120x60   khv gov ru   minobr hotline   proobraz27   gosuslugi   3      65624   logotip